Значение работы профориентационных и карьерных центров в организациях технического и профессионального образования
Жусупбек Аймаутов говорил: «Нет плохих профессий, но любая из них требует склонности, это не просто способ заработать на жизнь или прокормить себя, а нечто, требующее большого искусства и большого мастерства».
Главная цель профессиональной ориентации - формирование ответственности при выборе профессии, получение информации из мира профессий, направление молодежи на востребованные профессии современности.
В 2020-2021 учебном году в Кызылординском аграрном техническом высшем колледже имени И. Абдикаримова был создан Центр профессиональной ориентации и карьеры. После поручения работы центра встал вопрос, с чего начать. Прежде всего было разработано положение центра, далее документация центра, и затем был подготовлен план, охватывающий 4 основных модуля, определяющий миссию, цели, задачи.
Это: профессиональная информация, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональная информация -
Понимание видов, особенностей, важности и значения профессий. Требования к профессиям. Условия, создаваемые при подготовке. Правила приема. (Дни открытых дверей, профориентация и т.д.)
Профессиональное консультирование -
Потребность в специалистах, перспективы их развития. Рекомендация профессий учащимся 9-11 классов на основе анализа их здоровья, анатомо-физиологических и социально-психологических условий, интересов. К работе по профессиональному консультированию привлекаются родители, специалисты из партнерских учреждений и образовательных организаций, выпускники колледжа.
Профессиональный отбор -
Проведение исследований, направленных на определение интереса, склонности, индивидуальных особенностей к освоению профессии с помощью специальных методик (анкетирование, беседы, тренинги). Предварительная проверка прогнозируемого уровня знаний учащихся.
Профессиональная адаптация -
Привлечение детей к профессиям в зависимости от их способностей через кружки, организации, классные работы по специальностям в школах, работая совместно со специалистом по профориентации.
После того, как план был готов, были поставлены задачи по его реализации. Через сайт, социальные сети, другие средства коммуникации и связи, печатные издания была подготовлена информация для общественности, всех заинтересованных сторон об истории колледжа, подготавливаемых специальностях, достижениях студентов и выпускников. (лифлеты, путеводитель абитуриента, билборды, слайды, видео, вайны и т.д.)
Были получены списки школ по области, организованы чаты с представителями по профориентации. Следующий важный вопрос - организация занятий для преподавателей и обучающихся, проводящих профориентационную работу. Здесь была предоставлена полная информация об истории колледжа, специальностях, материально-технической базе, стипендиях, преимуществах учебного заведения, достижениях в учебно-воспитательной, спортивной сферах. Для обучающихся колледжа были организованы классные часы по профориентации, для школьников - профориентационные игры, тренинги по правильному выбору профессии. Умелая организация профориентационной работы, несомненно, способствует активизации работы учебного заведения.
Одна из приоритетных работ в учебном заведении - трудоустройство выпускников. В этом направлении работает центр карьеры. Миссия центра карьеры - формирование и реализация эффективного карьерного пути обучающегося, выпускника, специалиста по принципу обучения на протяжении всей жизни. Основная цель деятельности центра карьеры: создание системы, способствующей трудоустройству, освоению профессии, карьерному росту "Студента-выпускника-специалиста".
Задачи:
🔹️Оказание помощи выпускникам колледжа в адаптации на рынке труда;
🔹️Консультирование обучающихся по вопросам трудоустройства, содействие в поиске подходящих вакансий;
🔹️Проведение организационных мероприятий (ярмарки выпускников, презентации профильных организаций, круглые столы с участием работодателей, мастер-классы и экскурсии для обучающихся и т.д.)
🔹️Проведение ежеквартального мониторинга трудоустройства выпускников колледжа;
🔹️Установление деловых связей с работодателями, изучение потребности рынка труда в специалистах-выпускниках колледжа;
🔹️Установление долгосрочного партнерства с производственными объектами в соответствии со специальностями в рамках трудоустройства выпускников колледжа.
Для обеспечения высокой степени трудоустройства выпускников были проведены следующие работы:
Были получены списки студентов выпускных курсов, создана электронная база резюме, подготовлена электронная база "Успешные выпускники" о выпускниках разных лет, организованы мероприятия, направленные на трудоустройство выпускников (Ярмарки специалистов, презентации компаний-работодателей.). Для выпускников был организован семинар по технологиям поиска работы. Нетворкинг. Были организованы мастер-классы по правильному составлению резюме, как разговаривать с работодателем, как показать свои хорошие качества. Установлена связь с областными и городскими отделами координации занятости и социальных программ, выявлены вакансии и предложены выпускникам. Могу сказать, что на активную работу центра профориентации и карьеры большое влияние оказала активность рабочей группы, состоящей из администрации колледжа, преподавателей, обучающихся.
Нурпеисова Алия Алиакбаровна, руководитель центра профессиональной ориентации и карьеры Кызылординского аграрного технического высшего колледжа имени И. Абдикаримова